заказ статьи

Архивы

Чужой среди своих

Конфликт в театральной среде, последовавший за намерением комитета по культуре администрации Петербурга провести реформу управления городскими театрами, стал предметом обсуждения на комиссии по образованию, культуре и науке ЗАКСа. 7 июня здесь состоялись депутатские слушания на тему «О политике Санкт-Петербурга в сфере культуры» с участием председателя комитета по культуре Дмитрия Месхиева и руководителей городских учреждений культуры. Слушания явились результатом серьезных разногласий, возникших между комитетом по культуре в его новом составе и подведомственными ему организациями, прежде всего, муниципальными театрами.
Александр Сокуров поставил вопрос ребром: «Зачем нам нужен комитет по культуре? Если чтобы управлять культурой, то такой комитет по культуре нам не нужен». Кинорежиссер уточнил, что в нынешней ситуации комитет по культуре должен содействовать развитию культуры, создавать новые и новые возможности для творческих людей. «Пусть маленький театр просуществует недолго, пусть его творческий потенциал иссякнет после двух спектаклей, но он внесет свою лепту в культурную жизнь». И подобные мысли выдавали в выступавшем не временщика и не представителя отдельной отрасли, а человека, укорененного в культуре — Сокруров уходил с трибуны под оглушительные аплодисменты.
Ведущей слушаний депутату Анастасии Мельниковой не пришлось специально заучивать имена людей, которых она приглашала к микрофону — в петербургской театральной среде она в прямом смысле выросла. Председатель комитета по культуре Месхиев, получив слово первым, заявил, что докладов читать не будет, на вопросы отвечать тоже не намерен, и если собравшиеся ожидают от него отчетов, он уйдет немедленно. Единственное, что согласился выслушивать от собравшихся гость из смольнинского комитета — это предложения.
Напомним, что конфликт, получивший всероссийский резонанс, был связан с новыми контрактами, которые комитет предложил заключить театральным режиссерам. Также театральную общественность встревожили прогнозы появления в городе худсовета, облеченного правами вмешиваться в репертуарную политику театров и в процесс избрания театральных руководителей. Несмотря на то, что после ряда открытых писем от федеральных организаций губернатору Петербурга с просьбой вмешаться в ситуацию Дмитрий Месхиев вернулся на исходные позиции: договора (уже подписанные) были отменены официальными письмами из комитета, от идеи худсовета городской культурный руководитель тоже публично отказался, но все же театральное сообщество сочло необходимым обратиться в ЗАКС.
Секретарь Союза театральных деятелей РФ, заведующий кафедрой продюсерства Театральной академии Лев Сундстрем в качестве главной нелепости предложенных чиновникаминоваций назвал оценку деятельности театров по количеству зрителей. В Москве, например, главным критерием работы театров признано количество сыгранных и премьерных спектаклей. А по количеству зрителей оценивается лишь качество «театральной услуги».
Руководитель «Балтийского дома» Сергей Шуб сказал, что готов к контрактной системе, но без законодательно поддержанного права руководителя формировать труппу никакие серьезные преобразования, а значит и отчеты невозможны. Худрук «Санкт-Петербург Оперы» Юрий Александров предложил обратить внимание на зарплаты артистов, которые на сегодня в среднем составляют 12 — 15 тысяч рублей, а также на актерскую бездомность, от которой, собственно, петербуржцы и сбегают в Москву. Председатель правления петербургского СТД Сергей Паршин предложил комитету по культуре продолжить финансировать значимые театральные проекты, необходимые для здорового функционирования сообщества: фестиваль «Театры Петербурга — детям», студенческий конкурс «Игры на кубок Гертруды», городскую театральную премию «Золотой софит», а также вслед за Львом Сундстремом выразил крайнее удивление, что новый комитет по культуре демонстративно отказывается от сотрудничества с профессиональным творческим союзом, не финансируя даже те начинания, в которых по уставу является учредителем.
«На многие поставленные вопросы я не считаю нужным отвечать», — вновь получив слово, объявил Дмитрий Месхиев. Однако он признал, что критерии оценки деятельности театров стоит поменять и что есть проблемы с финансированием театров. Председатель также предложил обратиться в КУГИ, и испросить у него дом или два под актерские общежития квартирного типа. Депутат Вячеслав Нотяг все-таки счел возможность ослушаться председателя комитета по культуре и задатл ему вопрос: «Вот вы, Дмитрий Дмитриевич сказали, что если не разбазаривать деньги, они будут. Как же получилось, что конкурс на проведение городских праздников Дня победы и Дня города выиграла компания, которая требовала наибольшее количество средств — 23 миллиона. В то же время, по моим данным, потрачено было 6-7 миллионов. Где остальные деньги? И где мне это можно выяснить — в комитете по культуре или сразу в прокуратуре?» Дмитрий Месхиев отослал депутата в любые известные ему организации.
Председатель комиссии Резник предложил признать позитивным итогом хотя бы тот факт, что Дмитрий Месхиев на эту встречу пришел, сразу с нее не ушел, а даже ответил на некоторые вопросы. Однако «Дмитрий Дмитриевич смотрит на сферу культуры как управленец. Надо чутче. Если деликатность уходит из обихода, сложно ждать понимания и поддержки со стороны творческой среды». Максим Резник в беседе с корреспондентом «Фонтанки» пояснил, что готов согласиться со многими доводами Месхиева, однако форма изложения мешает председателю комитета донести свои мысли до аудитории.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Tweet

 http://www.fontanka.ru/2012/06/08/003/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *